Роман с наукой: пять фикшн-книг, из которых можно почерпнуть полезные знания
Читая некоторые романы, можно убить сразу двух зайцев — приятно провести время и расширить свой кругозор. «Теории и практики» составили подборку книг, полезных для эрудиции.
Йостейн Гордер, «Мир Софии»читать дальше
О чем книга: 14-летняя норвежская девочка София Амуннсен регулярно получает письма от загадочного философа Альберто Нокса и начинает задумываться о смысле жизни и природе вещей.
Что полезного: этот роман – своеобразный курс по европейской философии: от натурфилософов (VII—VI вв. до н. э.) до мыслителей XX века.
Цитата: «Парменид и Гераклит фактически отстаивали противоположные взгляды. Из разума Парменида явствовало, что ничто не может изменяться. Из чувственного опыта Гераклита явствовало иное — что в природе постоянно происходят изменения. Кто из них был прав? Стоит-ли полагаться на то, что подсказывает нам разум, или лучше прислушиваться к чувствам?»
Джеффри Евгенидис, «А порою очень грустны»
О чем книга: Биолог и теолог соревнуются за внимание «филологической девы» из богатой семьи и параллельно ищут себя. Любовный треугольник осложняется тем, что один героев страдает от психического заболевания.
Что полезного: можно узнать о том, как размножаются дрожжи, о деконструкции любви во «Фрагментах речи влюбленного» Ролана Барта, немного о Дерриде, о роли матримониального сюжета в европейской литературе и о клинической картине биполярного аффективного расстройства.
Цитата: «Если подключить голову, если осознать культурное происхождение любви, взглянуть на свои симптомы как исключительно ментальные, если признать, что «влюбленность» — всего лишь понятие, то можно освободиться от ее тирании. Все это Мадлен было известно. Проблема состояла в том, что метод не действовал. Она могла целыми днями читать у Барта про деконструкцию любви, при этом чувствуя, что ее любовь к Леонарду ни капельки не уменьшается».
Нил Стивенсон, «Криптономикон»
О чем книга: В 40-е годы группа специалистов-дешифровщиков пытается взломать немецкую систему кодировки незаметно для противника, а в настоящее время их внуки ищут партию золота, пропавшую как раз во время Второй Мировой.
Что полезного: в книге подробно описываются основы криптографии. Правда, чистым гуманитариям читать ее может быть трудновато — будут полезны базовые знания программирования и математики.
Цитата: «Если вы хотите, чтобы ваши тайны вас пережили, то, выбирая длину ключа, вы должны быть футурологом. Вы должны предвидеть, как будут в это время развиваться компьютеры. Вы должны разбираться в политике. Если весь мир превратится в одно большое полицейское государство, одержимое распутыванием старых тайн, то задача разложения на множители больших составных чисел может быть решена ударными темпами».
Питер Хек, «Смилла и ее чувство снега»О чем книга: 37-летняя женщина-гляциолог с нордическим характером начинает самостоятельно расследовать таинственную гибель шестилетнего мальчика, параллельно размышляя о человеческой природе, эмоциях и смысле жизни.
Что полезного: из книги можно узнать интересные факты о биологии, гляциологии и кораблестроении.
Цитата: «В 70-е годы в Туле при помощи оборудования, которое находилось в метеорологических зондах, мы проводили исследование сверхохлажденных капель. Эти капли в течение короткого времени существуют в облаках на большой высоте. Вокруг них холод, но совершенный покой. В неподвижном «кармане» их температура падает до 40 градусов. Они должны были бы превратиться в лед, но они не хотят, они парят в полном покое и равновесии. Именно так я пытаюсь встретить невзгоды»..
Милан Кундера, «Бессмертие»
О чем книга: о разном отношении людей — от простых героев до знаменитостей — к собственной жизни, вечности и своему месту в истории.
Что полезного: роман полон интересных фактов из жизни литераторов и исторических деятелей.
Цитата: «Наполеоновский советник, по всей вероятности, спутал Гете с Шиллером. В конце концов, если учесть, что Шиллер был близок с Гете, то не столь уж большой ошибкой было создать из двух друзей одного поэта; возможно даже, что советник действовал вполне осознанно, движимый похвальным дидактическим умыслом, когда сотворил для Наполеона синтез немецкого классицизма в лице Фридриха Вольфганга Шиллете».